Company

Современное искусство в современной России. Что дальше?

После упразднения ГЦСИ мы решили проследить все важные этапы в истории институции и провести параллель с лентой исторических событий
25 мая Министр культуры РФ Владимир Мединский объявил о вхождении Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) в состав выставочного центра «РОСИЗО». Бессменный директор ГЦСИ Михаил Миндлин, руководивший центром со дня основания, был отстранен от должности.

ГЦСИ начал свою работу в 1994 году и стал первой федеральной институцией, посвященной современному искусству, одной из первых посвященных современному искусству институций в России вообще, первой и единственной институцией с такой развитой сетью филиалов по стране, первыми в Москве они адаптировали заводское пространство под музей, первыми создали премию, чтобы поддерживать и популяризовывать современное искусство. И еще много где стали первопроходцами. У центра всегда была своя особенность – плюс и недостаток одновременно. ГЦСИ создавался на энтузиазме небольшой команды друзей, старался охватить все современные процессы, активная жизнь кипела ежедневно. Многое делалось без бюджета, «на коленке», коллекция пополнялась дарами благодарных художников, которым сотрудники центра всегда шли на встречу – помогали в создании работ и жизненных трудностях, считали это своим долгом. ГЦСИ неустанно собирал команду профессионалов, был местом, где работают ради идеи, сегодня сложно найти профессиональных культурных менеджеров, так или иначе, не прошедших «школу» ГЦСИ. Слияние с РОСИЗО означает переход к совершенно другому формату работы и, возможно, содержания. Безусловно, этот процесс – лишь часть общей политической ситуации. Слияния, объединения, оптимизация, подчинение, перепоручение в руководство людей, далеких от индустрии.

О дальнейшей судьбе институции пока неизвестно, но мы решили проследить «этапы пути» ГЦСИ и сопоставить с ключевыми событиями в истории и культуре последнего двадцатилетия. Потому что такого рода слияние – безусловно, шаг исторический.

1992
издан приказ «О создании Государственного центра современного искусства»

Искусствовед, основатель центра современного искусства «Эрмитаж», Леонид Бажанов убеждает министра культуры Евгения Сидорова, что в стране должна быть государственная организация, занимающаяся современным искусством и поддерживающая художников. На роль директора приглашен художник, реставратор и начинающий куратор Михаил Миндлин
1994
ГЦСИ открыт и начал свою деятельность

В условиях экономического кризиса под угрозой закрытия находятся многие федеральные учреждения культуры, в это же время открывается новая институция, во многом революционная по своему содержанию. Это был настоящий прорыв и он стал возможен в первую очередь благодаря фигуре Евгения Сидорова
1988
появление первых галерей современного искусства в Москве

Появляются галереи М'АРС, С.АРТ, Риджина, галерея Марата Гельмана
1991
распад Советского Союза, образование нового государства Российская Федерация

Событие, ставшее отправной точкой в создании нового Российского государства и в то же время момент одной из самых крупных геополитических катастроф 20 века, за которой последовали кровопролитные конфликты, гражданские войны и миллионы вынужденных переселенцев. В жизни бывших советских граждан наступает период свободы, полного отсутствия цензуры, открытия границ и появляющегося в связи с этим нового опыта
1995-2005
ГЦСИ курирует российский павильон на Венецианской биеннале

Началом стало приведение в порядок полуразрушенного русского павильон к столетию Венецианской биеннале в 1995 г. Деньги выделил Минкульт. Куратором павильона выступил Виктор Мизиано. Одним из главных направлений работы становится интеграция в международный контекст
1995-96
ГЦСИ проводит первую большую зарубежную выставку русского искусства «Полет. Уход. Исчезновение» в Германии и Польше

Это был один из первых больших смотров русского современного искусства за рубежом
1992
реформы Егора Гайдара

Шоковая терапия в исполнении правительства Егора Гайдара привела к обнищанию более половины населения Российской Федерации. Однако молодым реформаторам удалось преодолеть товарный дефицит и создать основы для механизмов рыночной экономики
1993
расстрел Верховного совета

Конфликт между старой и новой политической системой был неизбежен. Борис Ельцин выбрал силовую модель ликвидации советской системы управления, что и привело к острому политическому конфликту между президентской властью и Верховным Советом РФ. Он завершился расстрелом танками Белого дома, принятием новой Конституции, согласно которой вся полнота власти принадлежит больше не Верховному Совету, а Президенту, избранием Государственной думы
1995
старт программы передвижных выставок русского современного искусства по городам России

Выставки прошли Уфе, Казани, Южно-Сахалинске, Ярославле и других городах. Одним из самых ярких событий стал проект «Пароход современности» в 1998 г., приуроченный к двухстолетию Пушкина – художники, искусствоведы, музыканты, писатели плыли на пароходе из Москвы в Нижний Новгород, останавливаясь в разных городах и показывая там выставки. Целью путешествия было объявлено «вернуть Пушкина на пароход современности»
1995
создан первый филиал ГЦСИ в Санкт-Петербурге

Сегодня это из немногих в стране центров, где на постоянной основе проводятся образовательные мероприятия для молодых художников и действует постоянная программа резиденций. Несмотря на то, что это первый филиал ГЦСИ и находится он в самом сердце культурной жизни России – пространство для его размещения не могли выделить вплоть до начала этого года. Но после того, как было найдено помещение под одной крышей с Российским военно-историческим обществом, дело ускорилось. Новую площадку обещают к открытию этой осенью
1991 – 1999
президентство Бориса Ельцина

Первый президент новой России заложил основы сильной исполнительной власти, создал первую Конституцию новой России, поддержал рыночные реформы в экономике. Однако Борис Ельцин остался противоречивой фигурой в современной политической истории страны, во многом по причине непоследовательности собственных действий и отсутствии внятной линии в международной политике
1994 – 1996
Первая Чеченская война

Один из самых трагических моментов современной истории России – война на территории одной из республик Северного Кавказа, ставшая символом некомпетентности политического и военного руководства страны. В лексиконе простых граждан появляются слова «террор», «боевики», «заложники». Война была непопулярна в общественном мнении и привела к резкому падению авторитета верховной власти
1997
создан филиал ГЦСИ в Нижнем Новгороде

Сегодня это, пожалуй, самый известный филиал центра и один из самых известных региональных музеев. Расположенный на территории нижегородского кремля в бывшем здании Арсенала, филиал уделяет много внимания региональному контексту, показывает крупные международные проекты и регулярно проводит семейные и детские программы. Отдельно отметим сложнейшие восстановление и реставрацию здание XIX века, на которую у ГЦСИ ушло 10 лет. На церемонии открытия собралось все российское художественное сообщество и проект был единогласно признан одним из лучших в России и даже Европе
1997
создан филиал ГЦСИ в Калининграде

История города предопределяет и контекст работы филиала – очень много проектов делается с Польшей и Прибалтикой. Будущее помещение филиала находится в здании оборонительной башни «Кронпринц» и на днях ГЦСИ провел международный симпозиум «Прощай, оружие!» с участием представителей Евросоюза. Событие стало прологом к открытию отреставрированного пространства
1996
в Москве проходит первая ярмарка современного искусства Арт-Москва

Ярмарка просуществует до 2013 года, когда будет объявлено об изменении формата ярмарки и анонсирована Арт Москва/New Platform (Новая платформа), ориентированная на молодые новаторские галереи
1998
Дефолт

Конец эпохи легких денег, которые можно было заработать на государственной «пирамиде» ГКО. Эпоха молодых реформаторов гайдаровской школы была тем самым завершена, и как символ начала новой эры – произошла передача от самого молодого премьера новой России, Кириенко к бывшему номенклатурному партийному работнику Евгению Примакову
1999
проект «Фауна»

Российско-польский проект ГЦСИ, который проехался по всему миру: Стокгольм, Берлин, США. Главным персонажем стал Олег Кулик
1999
создан филиал ГЦСИ в Екатеринбурге

Как и все филиалы ГЦСИ, екатеринбургский является не только главной культурной точкой города, но и всего региона. Сегодня филиал известен, прежде всего, тем что проводит Уральскую индустриальную биеннале, работая с идентичностью региона. Последняя биеннале прошла в главном конструктивистском памятнике города – закрывшейся недавно гостинице Исеть, являющейся частью комплекса «городок чекистов». После завершения проекта было принято решение о внесении Исети в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО
1999 – 2009 Вторая Чеченская война

Благодаря грамотно выстроенной информационной кампании уровень поддержки действий федеральных сил был намного выше, чем в первую чеченскую войну. Сочетание жестких силовых мер и привлечение на сторону федеральных сил ряда влиятельных представителей местной элиты привели к относительному замирению региона
2000 – 2008
президентство Владимира Путина

Восстановление жесткой вертикали власти, «собирание» российских регионов, окончание войны в Чечне, рост цен на нефть и газ, активизация России на международной арене – главные приметы первого и второго президентского срока Путина
2004
ГЦСИ создает первую в России Медиатеку изданий по современному искусству

Сегодня в фондах библиотеки – 13 000 каталогов, книг, видео, периодических изданий по российскому и зарубежному современному искусству (более 40 стран мира). Ограниченное пространство не позволяет принять большое количество посетителей, но по записи свободно может прийти каждый
2005
ГЦСИ открывает после реставрации собственное здание на Зоологической

ГЦСИ первыми в Москве адаптировали бывшее заводское пространство под музей. Решить эту задачу взялись архитекторы Михаил Хазанов и Михаил Миндлин. Здание было удостоено архитектурной премии Хрустальный Дедал» и является безусловным памятником современной архитектуры Москвы
2007
открытие центра современной культуры «Винзавод»

Первый в Москве частный выставочный комплекс, объединивший в своем пространстве несколько галерей, основан предпринимателем Романом Троценко
2007
открытие офиса аукционного дома Sotheby's в России

Крупнейший аукционный дом в Европе начинает плотную работу в России, что свидетельствует об активных процессах зарождения рынка современного искусства в России
2005
ГЦСИ первый раз проводит конкурс ИННОВАЦИЯ

Первый конкурс, посвященный современному искусству, в стране, да еще и заручившийся поддержкой государства. Призовой фонд сегодня составляет 3 млн. руб., а претенденты на победу соревнуются в пяти номинациях
2007
ГЦСИ ежегодно начинает проводить Фестиваль коллекций современного искусства

Рынка современного искусства в России еще нет и ГЦСИ делает первые важнейшие шаги в поддержку тех, кто начинает его создавать
2008
открытие центра современной культуры «Гараж»

Центр основан бизнесмэном Романом Абрамовичем совместно с его женой Дарьей Жуковой. Поначалу центр привозит громкий выставочные проекты, а в 2014 г. объявляет себя музеем и начинает развивать образовательное направление и сбор коллекции
2008
в Перми открывается государственный музей современного искусства PERMM

Музей открывает галерист Марат Гельман при поддержке сенатора Сергея Гордеева. За несколько лет в городе активно начинает развиваться культурная жизнь
2008
ГЦСИ совместно с ММОМА проводят первую Биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»

Яркое название со временем исчезло, но биеннале только набирает обороты – в фокусе поддержка молодых художников и кураторов со всего мира и предоставление им площадки для высказывания и диалога
2010
создан филиал ГЦСИ во Владикавказе

Работа в этом регионе настолько же важна, насколько и не проста. Одно из главных направлений работы филиала – образовательное. А главный проект – ежегодный международный художественный симпозиум «Аланика»
Август 2008
война в Южной Осетии

Первый открытый вооруженный конфликт на постсоветском пространстве с участием российских миротворцев. Участие России в войне и последующее признание Россией самостоятельности
Абхазии и Южной Осетии накалило мировую обстановку и отношение Запада к России
2008 - 2012
президентство Дмитрия Медведева

Инновации, модернизация, Сколково, либеральный курс – символы президентства Дмитрия Медведева, которое совпало по времени с началом мирового финансового кризиса. Время нефтяных денег подходит к концу, правительство России в поиске новых структурных реформ
2010
ГЦСИ проводит выставку современного российского искусства в Лувре

Большой смотр русского искусства в главном музее
2011
жюри конкурса Инновация присуждает главную премию арт-группе «Война» за работу «Х.й в плену у ФСБ»

Вопрос с выдвижением работы был непростой. Организаторы прекрасно понимали, что как государственная институция идут на большие риски и не могли самостоятельно пойти на этот шаг. Тогда министр культуры Александр Авдеев дал однозначный ответ «Пока я министр культуры, у нас не будет цензуры» и подтвердил выдвижение
2009
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) с этого становится единственной формой выпускных экзаменов в школе

Одна из форм централизации. Критика ЕГЭ ведется большинством профессионалов в сфере образования, которые подчеркивают формальную сторону такого экзамена, который фактически затачивает на механизацию учебного процесса, а не развитие мышления
2010
открытие офиса аукционного дома Christie's в России

Работа аукционного дома в России ведется на протяжении 17 лет до этого, однако официальное представительство открывается только сейчас
2013
создан филиал ГЦСИ в Томске

Главное направление работы филиала – science art проекты, обусловленные спецификой его расположения в признанном научном, образовательном и инновационном центре региона
2013
общественные слушания по проекту нового здания ГЦСИ

Пространства на Зоологической ГЦСИ не хватает даже для того, чтобы проводить полноценные выставки и решением правительства у центра должно появиться новое здание. Сначала речь идет о пристройке к комплексу на Зоологической, затем решением нового мэра Москвы Сергея Собянина площадка переносится на Бауманскую. Однако в последний момент это решение ставится под сомнение, художественная общественность во главе с Сергеем Капковым и Александром Мамутом выступает за перенос строительства и объявление конкурса на новое здание. Во время общественных слушаний встает под вопрос и кандидатура Миндлина, как директора, но через два месяца контракт с ним продлевают на пять лет. Конкурс по поручение Минкульта проводит «Стрелка» и победителем становится проект бюро Heneghan Peng Architects
2011
Сергей Капков назначен руководителем Департамента культуры г. Москвы

Сергей Капков работает над созданием новой инфраструктуры московских парков, приведением культурных учреждений Москвы в более доступный для посетителей формат – начиная от введения бесплатного посещение до внедрения образовательных и досуговых программ, разрабатываются новые программы для библиотечных центров и домов культуры, формулируется новая идеология общественных пространств. Эпоху Капкова называют «эпохой хипстеров»
2012 – наст. вр. президентство Владимира Путина

Возвращение Владимира Путина на президентский пост совпало с углублением мирового финансового кризиса и резким обострением геополитической ситуации. Главными событиями становятся международные конфликты: Сирия, Украина, Турция. Цены на энергоносители падают, Запад вводит режим санкций по отношению к России, появляется термин «импортозамещение». Внутри страны закручиваются гайки, ужесточается цензура, усиливается влияние церкви, «иностранное влияние» на любом уровне, начиная от продуктов и заканчивая культурными событиями, стараются уменьшить. Как «иностранные агенты» закрываются многие фонды. Усиление вертикали происходит на всех уровнях, путем повсеместной централизации власти и объединения в большие конгломераты
2014
ГЦСИ показывает свою коллекцию на выставке в Голландии

Выставка российской скульптуры в Гааге из коллекции ГЦСИ получает широкое освещение в прессе, а на открытии присутствует Королева Королевства Нидерландов
2014
создан филиал в Самаре

Бывшее региональное подразделение Нижегородского филиала ГЦСИ обрело самостоятельность и получило в пользование городское место силы – здание Фабрики-кухни завода им. Масленникова в форме серпа и молота. Главным проектом филиала является Ширяевская биеннале – международная резиденция для художников в селе Ширяево, завершающаяся «номадическим шоу» с показом работ
2012 – наст вр.
министром культуры становится Владимир Мединский

Деятельность Мединского направлена на ужесточение курса и цензурной политики, он открыто заявляет о том, что не понимает и не интересуется современным искусством, что государство не будет поддерживать кино в стиле «Рашка-говняшка». Министр поддерживает инициативы о создании единого учебника по истории, инициирует поддержку в прокате российских кинолент в противовес зарубежным
2012
в Москве начинается процесс объединения школ и детских садов, больниц

Часть централизующих политических процессов тяжело сказывается на уровне образования и медицины, усредняет уровень образования, не дает возможности врачам полноценно выполнять свою работу, т.к. на каждого пациента выделается строго определенное количество времени, а рабочий день врача увеличивается в 1,5 раза из-за сокращений
2014
заложен первый камень нового здания ГЦСИ на Ходынском поле

В церемонии приняли участие министр культуры Владимир Мединский и мэр Москвы Серей Собянин. После этого случилась новая угроза отмены строительства, теперь уже в связи с кризисом, но приказом Владимира Путина стройку было решено не отменять
март 2016
на премию Инновация подана заявка с работой Петра Павленского «Угроза»

Акцию, в ходе которой Павленский поджог двери здания ФСБ на Лубянке, организаторы с конкурса сняли, воспользовавшись правом, прописанным в уставе конкурса. История получила большую огласку и по словам многих представителей художественного сообщества, таким образом премия была присуждена de facto. Минкульт внимания к этой истории не проявил
2013
Марат Гельман уволен с поста директора музея PERMM

Марат Гельман основной причиной увольнения назвал цензуру. Поводом для увольнения Марата Гельмана с поста директора, по мнению журналистов, послужила персональная выставка красноярского художника Василия Слонова «Welcome! Sochi 2014», открытая в рамках фестиваля «Белые ночи»
2013
по предложению Владимира Путина началась работа над концепцией создания единого учебника по истории России

Предполагается ввести преподавание истории России по единому учебнику во всех школах. Таким образом, свобода мысли и интерпретации будет серьезно ограничена
18 мая 2016
церемония вручения XI Инновации проходит в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Современное искусство в России вступает во все более тесный диалог с классическим
25 мая 2016
Владимир Мединский объявляет о слиянии ГЦСИ и РОСИЗО под руководством директора РОСИЗО Сергея Перова. Михаил Миндлин освобожден от должности

Перов, окончивший в 1995 году Алма-Атинское высшее военное училище, с 2008 по 2010 год возглавлял отдел политического департамента, затем организационное управление Центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия». В 2010 году Сергей Перов перешел на работу в Администрацию президента Российской Федерации. В 2012 году был назначен директором департамента культуры правительства РФ
февраль 2014
XXII зимние Олимпийские игры в Сочи

Важнейшее событие для международного статуса России, исполненное на хорошем уровне – как организационном, так и в области спортивных побед. Однако политика России на Украине повлекла за собой бойкот Олимпиады со стороны многих мировых лидеров. На церемонии открытия подчеркивается значение русского авангарда в мировой культуре, впервые Россия так четко артикулирует этот пласт культуры – до этого момента русский авангард был в ряду важнейших достижений русской культуры в первую очередь в глазах Запада, но не самой России
март 2014
присоединение Крыма к России

За ним последуют европейские санкции по отношению к России, усиление финансового кризиса, импортозамещение во всех сферах. За усилением кризиса следуют массовые сокращения и усиление безработицы
27 мая 2016
Михаил Миндлин назначен директором Музея древнерусского искусства

Музей расположен на территории Спасио-Андронникова монастыря
31 мая 2016
в здании ГЦСИ сотрудники ФСБ проводят обыски

Обыски связаны с «делом о реставрации», в котором фигурирует заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов. Сотрудников ФСБ интересуют документы, связанные с реконструкцией башни «Кронпринц» в Калининграде, находящейся в оперативном управлении Балтийского филиала ГЦСИ. Михаил Миндлин и заместитель генерального директора по финансово-экономической деятельности ГЦСИ Дмитрий Мачабели проходят процедуру допроса. Оба были отпущены в тот же день
2014
Х Манифеста проходит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге

Впервые крупнейшая европейская биеннале современного искусства проходит в России. Тем важнее ее проведение, что оно не было отменено даже после событий на Украине и введения санкций. То, что биеннале прошла на территории одного из крупнейших музеев мира, но что важнее – главного музея России, свидетельствует о постепенном принятии современного искусства, как важной части международного культурного контекста на уровне государства
декабрь 2014
Принятие «Основ государственной культурной политики»

Подчеркивается самобытность российской культуры и необходимость ее обособленности. Также говорится, что культура должна служить пользе государства


2015
в Манеже на выставке работ Вадима Сидура «Скульптуры, которые мы не видим» православные активисты устраивают погром

Ущерб составил более 1 млн. руб., зачинщик Дмитрий (Цорионов) Энтео был арестован «за хулиганство» на 10 суток
2015
скандал вокруг оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре

Прокуратура Новосибирска возбудила административные дела в связи с "осквернением предметов религиозного почитания", однако затем суд дела в связи с отсутствием состава преступления


2015
Зельфира Трегулова назначена новым директором Государственной Третьяковской галереи

Одно из положительных преобразований в сфере культуры на ряду с назначением Марины Лошак на пост директора ГМИИ и. А.С . Пушкина. Трегулова – безуловный профессионал, как в сфере искусствоведения, так и музейного менеджмента. Важно отметить интерес Трегуловой к реабилитации соцреализма
2015
Сергей Капков уходит с поста руководителя Департамента культуры г. Москвы

Ходят слухи о том, что это не было решением по собственному желанию. Новым руководителем назначен Александр Кибовский, первыми распоряжениями которого становятся своевременный приход сотрудников на работу и правильное оформление рабочей документации


март 2016
Объединение «Выставочные залы Москвы» и Музей Москвы подчинены Московскому центру музейного развития, занимающемуся организационными вопросами в сфере культуры

Подчинение продолжило ряд реорганизаций и увольнений в сфере культуры – увольнение Наума Клеймана, Натальи Самойленко, Елизаветы Фокиной
март 2016
арест заместителя министра культуры РФ Григория Перумова по делу о хищениях во время реставрационных работ

Министр заявил о том, что проверки инициированы лично им самим, при этом полностью поддержал своего зама и заявил о его невиновности. За этим арестом последовали еще несколько арестов чиновников и предпринимателей, по делу о реставраторах проводятся обыски, в частности, в мае после снятия Михаила Миндлина прошли обыски в ГЦСИ